ПРИКОРМКИ, С КОТОРЫМИ ПОБЕЖДАЮТ
Автор: Алексей Воличенко
Тот, кто когда-нибудь участвовал в соревнованиях (ну или просто рыбачил в многолюдной компании продвинутых рыболовов), наверное, замечал, что в условиях конкуренции клёв бывает не такой, как на обычных рыбалках, когда ловишь в одиночку. Это не значит, что на соревнованиях клюёт хуже (бывает, что и лучше!). Просто когда в воду одновременно попадает много вкусного корма, то меняется характер клёва, рыба ведёт себя по-другому, становится более разборчивой в пищевых предпочтениях. Это не так сильно выражено в крайних секторах, но очень явно ощущается в середине зоны.
Сколько раз бывало такое: приезжаешь на водоём тренироваться перед соревнованиями, вокруг никого – рыба начинает отлично клевать практически на все насадки, будь то перловка, на опарыш, на кусочки червя, тесто. Работает практически любая прикормка.
Но на соревнованиях всё оказывается совсем по-другому! Ведь тот, кто хочет собрать у своём секторе как можно больше рыбы, обязательно добавит в прикормку мелкого мотыля (на белорусских водоёмах это зачастую главный деликатес для рыбы). Добавляет один – добавляют и остальные. И если это серьёзные соревнования, как например, чемпионат Беларуси, то за 4 часа в воду улетает, допустим, 20 кг мотыля. Что получается в итоге?
Вот свежий пример. На последнем Мемориале Серова погода была тёплой, и как следствие – одной из тактик, суливших стабильный высокий результат, была ловля плотвы на штекер. Мы отрабатывали этот вариант во время тренировок, но столкнулись с проблемой в виде окуней, мешающих ловить плотву. Окуни были в 2 – 3 мельче плотвы, они быстро подходили, наедались мотыля, часть вылавливалась, а те, что набили брюхо до отказа – тупо стояли на точке и не давали подходить белой рыбе. Плотва стабильно клевала только в том случае, если точка кормилась чистой прикормкой без мотыля. Правда, опыт мне подсказывал, что на соревнованиях всё может поменяться, но, тем не менее, мы решили в первом туре отказаться от мотыля в штекерной прикормке. Это стало серьёзной ошибкой – вся рыба, и окунь, и плотва, ушли в другие сектора, где в прикормке присутствовал мотыль. Благо – у нас был «вариант для отскока» в виде ловли на слайдер вдали от берега, где лежала правильная прикормка с мотылём…
Разумеется, в качестве животной составляющей может использоваться не только мотыль. Всё зависит от предпочтений рыб на конкретном водоёме.
Приведу другой пример: недавний чемпионат мира по ловле рыбы поплавочной удочкой, проходивший в Хорватии. Водоём представлял собой канал с бешеным течением и глубиной до 8 метров. Поплавков грузоподъёмностью 80 гр абсолютно не хватало для остановки оснастки, а в уловах преобладал усач весом до 5 кг (клевали и более крупные, но даже поводки 0.26 не выдерживали), а также подуст. Попадались и другие рыбы: чоп, радужная форель и гигантская дунайская плотва.
Так вот, ключевым компонентом прикормки на тех соревнованиях был опарыш, которого смешивали с гравием и специальным клеем. Практически ничего больше не интересовало рыбу в те дни.
Однако местные рыболовы-любители, которые рыбачат на этом канале в одиночку, успешно ловят рыбу, используя совсем другую прикормку: они берут большой камень, облепляют его хлебом и забрасывают в точку ловли. И всё!
Это наглядно демонстрирует, насколько сильно отличаются предпочтения рыбы, когда ловишь один, и когда в толпе мастеров! Смысл в том, что стоит рыбе распробовать какую-то вкусную еду, как она абсолютно забывает про всё остальное и реагирует только на неё.
Нетрудно заметить, что в условиях конкуренции меняются не только вкусовые предпочтения рыбы. Тут и объёмы прикормки нужны другие. На простых рыбалках, особенно если это стоячая вода, я порой расходую полпакета прикомрки, а то и меньше. Но когда на берегу возникает высокая конкуренция, то рыбу уже невозможно удержать такими объёмами. Нужно класть приличный стартовый закорм и регулярно докармливать точку. Иначе рыба уплывёт к соседу, у которого накрыт более сытный стол.
В той же Хорватии каждый участник за 4 часа ловли расходовал по 2.5 литра опарыша (больше – просто запрещено по международным правилам), который смешивался с 8 литрами гравия и 5 литрами клея. Из этой массы делался эдакий пирог, от которого в процессе ловли рыболов отрывал куски и подбрасывал на линию проводки.
В дополнение к опарышу фавориты использовали по 12 л прикормки, 50% которой также составлял гравий. При этом докармливать надо было непрерывно. Чуть замешкался, или приготовил меньше клееного опарыша, чем соседи – всё, считай, остался без рыбы…
Что касается «сыпучки» (т.е. растительной составляющей прикормки), то при ловле «в толпе» она также должна быть высшего класса, если, конечно, хочется быть в лидерах.
Я, например, пользуюсь на соревнованиях прикормками серии «Gold». Но на обычных рыбалках мне хватает прикормок «зелёной» серии, или «Secret», «Special». Иногда беру упаковки по 2.5 кг «Karpiowate wody stoiące», или «Karpiowate wody biezące». Ну, можно, конечно, доработать их. Например, вода прозрачная – добавил чёрную краску. Хочешь визуально привлечь крупную рыбу – подсыпал немного разноцветного печива. Собрался плотву ловить – добавил жареную коноплю, или голубиный помёт. Стоячая вода, мелководье, некрупная рыба – добавил кокобельж. А хочешь половить леща со дна, чтобы мелочь не мешала – замешался на мелассе. И так далее.
Эффект от подобных доработок не всегда очевиден. Но бывают ситуации, когда состав «сыпучки» влияет на улов самым кардинальным образом.
Вот один пример. Перед третьим этапом чемпионата Беларуси – 2014, который проходил на дамбе Вилейского вдхр. в сентябре, я много времени уделил подбору оптимального состава прикормки для данного времени и места. В итоге один состав у меня был, который безотказно ставил плотву (на основе «Мэджика»), а второй – на подлещика (1 кг «Эксперт» + 1 кг «Эктив» + 4 кг глины). На тренировках селективность данных составов была просто потрясающей: на одной прикормке явно преобладала плотва, на второй – подлещик. При этом уловы и там, и там были примерно одинаковыми по весу. И я стал перед дилеммой, на какую рыбу делать ставку на соревнованиях. Интуиция подсказывала, что в условиях жёсткой конкуренции рыбе придётся делать однозначный выбор в пользу одной из прикормок. Но какой именно? Поскольку ответа на этот вопрос не существовало, то решил приготовить оба состава и закормить две точки справа и слева на расстоянии 2 м одна от другой на дистанции 11 м от берега. И что вы думаете? На соревнованиях «лещовая» смесь перебила «плотвичную» с огромным перевесом (и это притом, что основной рыбой в улове была плотва)! Это стало понятно буквально с первых минут после стартового закорма. По ходу тура я докармливал только «лещовую» точку, и ко второму туру уже точно знал, какая прикормка будет работать безотказно. В результате эти соревнования принесли победу нашей команде.
А вот пример из подлёдной рыбалки, показывающий, насколько выборочно иногда рыба подходит на те, или иные прикормки. Это случилось совсем недавно, на Минском море, в рамках первого этапа Чемпионата Беларуси – 2015 и подготовки к нему.
Для соревнований был выбран участок от яхт-клуба до «спасалки» (западное побережье ММ). Глубины на данном участке составляют 3–3.5 м, дно песчаное, а вот какая рыба ожидается в уловах, и как она себя будет вести – предстояло выяснить. Правда, в прошлые годы уловы здесь делались на окуне, но всё могло измениться.
В общем, первая тренировка у нас носила ознакомительный характер, ловили всего пару часов после обеда. Просверли мы с Юрием Щорсом две параллельные «дороги» от берега в глубину. Договорились, что он будет кормить чистым мотылём, а я воспользуюсь смесью прикормки с мотылём в пропорции 50/50. В качестве растительной составляющей я сделал экспериментальный состав из прикормки «Эксперт», замешанной на одноимённом «ароматиксе» (без воды).
На первом проходе во всех лунках у нас обоих клевали только ерши и окуньки. Зато на втором проходе у меня «выстрелила» последняя береговая лунка: за 15 минут я поймал 8 подлещиков подряд!
Из этого мы сделали два вывода:
— колючая рыба одинаково стоит и на чистом мотыле, и на мотыле с прикормкой
— соответственно все лунки надо кормить растительной прикормкой с мотылём в расчёте, что какие-то из них попадут на пятна белой рыбы
Предстояло выяснить ещё несколько вопросов: 1) наилучший вид и запах растительной составляющей; 2) оптимальное соотношение прикормки и мотыля; 3) оптимальный объём прикормки на одну лунку.
Первый вопрос по моей просьбе на следующей тренировке выяснял Женя Атрахимович в компании с несколькими юниорами. У Жени в распоряжении было два состава прикомрки с небольшим количеством размороженного мотыля. Каждый рыболов кормил по две серии лунок разными составами, результаты сравнивались.
Тут, очевидно, снова проявился фактор «попадания в рыбу» (зимой это вообще главная проблема при тестировании прикормок), но как бы там ни было, на одном из составов было поймано гораздо больше рыбы, чем на другом.
На третьей тренировке я, вооружившись сработавшим у товарищей составом, закормил 3 ряда лунок, по 7 в каждом (всего 21 лунка). Первый ряд кормил смесью 30 гр прикормки + 10 гр мотыля, второй ряд – 20 гр мотыля + 20 гр прикормки, третий ряд – 10 гр мотыля + 10 гр прикормки. Чтобы нивелировать фактор времени подхода рыбы, кормил каждую серию поперёк: первый состав, второй, третий, первый, второй, третий. Результаты оказались любопытными
— первая серия – 17 плотвиц, 2 подлещика, 16 ершей, 4 окуня; общий вес – 1960 г
— вторая серия – 17 плотвиц, 1 подлещик, 21 ёрш, 6 окуней; общий вес – 1640 г
— третья серия – 4 плотвы, 1 подлещик, 15 ершей, 6 окуней; общий вес – 610 гр.
Основной вывод: для плотвы важно было, чтобы объём растительной составляющей был не менее 20 гр на лунку.
А что же было на самих соревнованиях? Наша команда победила, и с хорошим отрывом, однако состав прикормки, на который мы изначально рассчитывали, сработал в первом туре не лучшим образом. А плотнее всего рыба подошла на лунки Юрия Щорса, который во втором туре замешал свой любимый состав: 50% «Конкурс», 25% «Гранд Прикс», 25% «Компетишн» + сухой аттрактант для плотвы. Это позволило Юрию Борисовичу показать рекордный для данных соревнований результат – около 2.5 кг, причём основу улова составляла хорошая плотва.
источник